Самые распространённые причины выхода динамиков из строя

Самые распространённые причины выхода динамиков из строя

Сообщение Ekaterina » 20 мар 2013, 15:46

Самые распространённые причины выхода из строя динамиков:
1. Слишком мощный усилитель
2. Недостаточно мощный усилитель
3. Неаккуратное обращение со схемами коррекции звучания
4. Некорректная настройка кроссоверов
5. Особенности корпусных сабвуферов с фазоинвертором
6. Ошибки инсталляции
7. Аудиосистемы повышенной мощности


Самые распространённые причины выхода из строя динамиков
Несомненным достоинством автомобильных динамиков и акустики Focal является высокая надёжность. При правильной эксплуатации динамики будут радовать Вас замечательным звучанием долгие годы: они не только не выйдут из строя, но и существенно не изменятся в характеристиках. Аудиотехника Focal защищена от воздействий неблагоприятных факторов: ультрафиолетового излучения, пыли, влаги, сильного перепада температуры окружающей среды. Однако при несоблюдении условий эксплуатации, неграмотном подборе компонентов и некорректной настройке аудиосистемы динамики могут быть повреждены. Динамики, которые были повреждены грубыми нарушениями условий эксплуатации, могут не покрываться гарантией. Например, сгоревшая или оплавленная звуковая катушка динамика — свидетельство того, что были нарушены условия эксплуатации.
Повреждение динамиков в автомобильной аудиотехнике наблюдается гораздо чаще, чем в домашней, поскольку гораздо шире простор для выбора разных вариантов построения аудиосистемы, режимов ее работы и настройки. Ниже будут приведены только базовые сведения по наиболее распространённым причинам выхода динамиков из строя.

Слишком мощный усилитель
Совершенно очевидно то, что слишком мощный усилитель может привести к повреждению динамиков, которые к нему подключены (или АС). Однако в автомобильных аудиосистемах подобные повреждения, чаще всего, вызваны не мощностью усилителя как таковой, а некорректной регулировкой его входной чувствительности усилителя (gain). В любом автомобильном усилителе есть регулировка gain, в отличии от домашних усилителей с фиксированным уровнем gain. Например, если у усилителя номинальная (RMS) мощность в 2 раза превышает допустимую продолжительную мощность подключенных к нему динамиков, то таковой усилитель можно считать слишком мощным. Но при правильной установке чувствительности gain таковой усилитель будет не только совершенно безопасным для динамиков, но и выступит максимально надежным и отличным по качеству решением. Мощный усилитель с принудительно ограниченной чувствительностью всегда находится в стабильном режиме работы без искажений, без угрозы перегрузки (клиппинга) на пиках аудиосигнала. Для АС с паспортной допустимой номинальной мощностью 80 Вт (и 160 Вт максимальной мощностью) один и тот же усилитель с номинальной мощностью 160 Вт на канал (например, 2 х 160 Вт) может выступать либо как верное средство сжечь или разрушить динамики, либо как надежный партнер для отличного звучания на долгие годы. Это зависит от выставленного на усилителе уровня чувствительности gain. Для всех автомобильных усилителей Focal в руководстве пользователя приводится расширенное подробное описание правильной настройки gain.
Можно сделать вывод, что при правильной настройке gain мощный усилитель — это средство предотвращения выхода динамиков из строя, как бы странно это ни звучало. Но совсем необязательно стремиться к 2-кратному, или более, запасу мощности усилителя, как было описано выше. В примере, описанном выше, для АС среднего класса показатели допустимой мощности 80/160 Вт (номинальная/максимальная) выступают достаточно распространенными, тогда как усилитель номинальной мощностью 160 Вт (или более) на канал считается уже мощнее среднего, с соответствующим ростом его стоимости. Для большинства автомобильных усилителей мощность укладывается в рамки 60 - 110 Вт на канал (для основных АС) — этого вполне достаточно и для создания весьма громкого звучания, и для надежной работы без искажений. Но в любом случае только при правильной настройке gain! Для сабвуферов и сабвуферных каналов усилителей (специализированного моноканала, или включенной в мостовом режиме пары каналов) показатели мощности соответственно выше, примерно в 3 раза.

Недостаточно мощный усилитель
Намного чаще динамики выходят из строя из-за недостаточно мощного усилителя, хотя это и трудно заметить с первого взгляда. Причиной опять же является уровень входной чувствительности усилителя gain. С недостаточно мощным усилителем динамикам ничего не грозит, если gain настроен правильно. Однако в данном случае малый запас мощности может привести к тому, что громкость звучания окажется меньше желаемой. Поэтому на практике очень часто встречается слишком высокий уровень gain именно в маломощных усилителях. В таком случае усилитель входит в чрезвычайно опасный для динамиков режим перегрузки (клиппинг). В режиме перезагрузки усилитель с номинальной мощностью 40 Вт может кратковременно выдавать в три раза (!) большую мощность, причем спектр приходится на высокие частоты. Поэтому НЧ/СЧ-динамики выходят из строя намного реже, чем ВЧ-динамики. Помимо этого, у некоторых усилителей мощности (отличных от Focal) блок питания устроен так, что в режиме клиппинга возможно появление постоянного тока на выходах усилителя – это опять же очень опасно для динамиков.
Особняком стоят встроенные усилители мощности штатных или покупных головных устройств. Данные усилители принципиально маломощные (около 20 Вт номинальной мощности (RMS) на канал), хотя в паспортных данных часто указываются более высокие цифры (45-50 Вт на канал), что является уже максимальной мощностью. Правилом хорошего тона, часто "остающимся за кадром", выступает сразу определить на слух или по специальным приборам, при каком положении ручки регулировки громкости в головном устройстве начинаются искажения – и в дальнейшем никогда не превышать этот уровень громкости. У большинства головных устройств этот уровень соответствует 50-75% от максимального значения шкалы регулировки громкости. Если в аудиосистеме есть внешний усилитель мощности (любой, без исключения), то это правило обращения с ручкой регулировки громкости становится обязательным к исполнению.

Неаккуратное обращение со схемами коррекции звучания
Возможности настройки тембра звучания с помощью регулятора тембра, эквалайзера, схемы подъема баса и т.д. есть во всех головных устройствах, многих усилителях мощности и всех внешних аудиопроцессорах. Данные возможности очень полезны для автомобильной аудиосистемы, помогая получить наиболее ровное звучание с учетом особенностей динамиков, их мест расположения (часто далеко неоптимальных) и акустических характеристик салона автомобиля, а также в соответствии с личными предпочтениями. Однако для схем коррекции требуется очень аккуратное обращение и они не предназначены для повышения общей громкости звучания! Всегда помните полезное и несложное правило: изменение уровня сигнала на 3 дБ эквивалентно изменению с тем же знаком мощности в 2 раза. Соответственно, увеличение уровня сигнала на +12 дБ (часто встречаемая граница регулировки для схемы подъема баса и других функций) означает прирост мощности на выбранной основной частоте или частотном регистре в 16 раз! Столь высокая мощность может оказаться далеко за пределами возможностей как динамиков, так и усилителя, что приведет к неминуемой перегрузке с сильной вероятностью повреждения аудиокомпонентов.

Некорректная настройка кроссоверов
Пассивные кроссоверы, которые входят в комплект компонентных АС, особенно старших серий, могут иметь развитые функции для гибкой и эффективной настройки звучания: выбора частоты среза фильтров, крутизны характеристики затухания, уровня сигнала в разных регистрах. Если будут допущены ошибки в настройке заданных производителем функций пассивных фильтров, то это повлияет на качество звучания, в то же время это совершенно безопасно для работы динамиков. С активными кроссоверами всё абсолютно иначе. Активные кроссоверы имеют ряд преимуществ и предоставляют больше возможностей, но неверный выбор характеристик фильтров в данном случае угрожает надежности работы динамиков. Активные кроссоверы можно обнаружить в большинстве усилителей, некоторых головных устройствах и в любом из аудиопроцессоров. Необходимо строго придерживаться ограничений, заданных характеристиками подключенных динамиков выделенного частотного регистра при возможности выбора любой частоты среза и крутизны затухания. Наиболее уязвимыми в этом отношении являются опять же ВЧ-динамики. Если в результате настройки кроссовера ВЧ-динамик работает в слишком широкой (протяженной вниз) полосе частот, то приходящая на него мощность аудиосигнала превышает возможности динамика, с соответствующими последствиями.

Особенности корпусных сабвуферов с фазоинвертором
Акустическое оформление для сабвуферного НЧ-динамика типа "корпус с фазоинвертором" исключительно популярно, принося выигрыш в отдаче на самых низких частотах. Для всех сабвуферов в корпусе с ФИ рекомендуется использовать усилитель, который оснащен фильтром инфразвуковых частот (ФИНЧ, subsonic), для отсечения слишком низких, не участвующих в формировании музыкального представления частот. Например, ФИНЧ с фиксированной настройкой на частоту 25 Гц отсекает от музыкального сигнала частоты ниже этого значения, а его работа ничуть не отразится на воспроизведении абсолютного большинства музыкальных композиций. Следует помнить, что одной из принципиальных особенностей работы корпусного сабвуфера с ФИ выступает резкое увеличение амплитуды колебаний диффузора при снижении частоты ниже определенного значения. Если амплитуда колебаний диффузора превысит конструктивные возможности динамика – он выйдет из строя. Использование ФИНЧ эффективно защищает динамик от такого опасного явления. ФИНЧ есть в оснащении большинства сабвуферных (или универсальных) моноблоков, в аудиопроцессорах, а также часто встречается в специализированных басовых каналах многоканальных усилителей.

Ошибки инсталляции
Безопасность аудиосистемы и автомобиля в целом обеспечивает грамотно выполненная инсталляция покупных аудиокомпонентов в автомобиль. Это касается множества аспектов: выбора мест размещения компонентов, организации их подключения друг к другу, прокладки силовых, межблочных и акустических кабелей и т.д. От неквалифицированной инсталляции, в лучшем случае, страдает итоговое качество звучания. Но очень часто всё заканчивается намного хуже: аудиокомпоненты выходят из строя, а то и появляется опасность возгорания. Помимо этого, стоит уделять внимание высокому качеству любого из компонентов аудиосистемы. Например, низкокачественный внешний усилитель мощности может иметь плохо реализованные схемы защиты от перегрузки, что приводит к появлению опасных для динамиков значений аудиосигнала в, казалось бы, вполне безобидных ситуациях. Распространенным "попутчиком" неграмотных инсталляций выступает эффект громкого "хлопка" при включении или выключении аудиосистемы. Это не только неприятно на слух, но очень вредно для динамиков, а вызвано либо ошибками коммутации, либо особенностями схемотехники низкокачественного усилителя мощности. Возможный перечень таких дефектов можно продолжать до бесконечности.
В полном объеме учесть все необходимые факторы и выполнить работу по всем правилам могут только высокопрофессиональные специалисты авторизованных установочных студий.

Аудиосистемы повышенной мощности
Если строится аудиосистема повышенной мощности для громкого звучания, то влияние любого из вышеперечисленных факторов стремительно возрастает. Современный ассортимент АС, сабвуферов и усилителей позволяет создавать аудиосистемы, сохраняющие исключительно высокое качество звучания на очень большой громкости – но только при условии строжайшего соблюдения всех правил изначального согласования компонентов по их характеристикам, последующей установки и настройки. То, что в аудиосистеме средней мощности приведет к некоторым погрешностям в качестве звучания, в аудиосистеме повышенной мощности, скорее всего, приведет к выходу компонентов из строя.
Аватара пользователя
 
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 08 май 2012, 11:24

Вернуться в Автозвук, морская акустика

Ветка создана по теме: Автоакустика, усилители мощности звука, сабвуферы, морская акустика — советы по выбору устройств автозвука от специалистов. Ответы на вопросы. © «130.ЮА»