Радар-детектор: как все начиналось

Радар-детектор: как все начиналось

Сообщение Pavel » 12 ноя 2012, 12:00

Антирадар — прибор, первоначально созданный для военных целей, давно и прочно вошел в нашу жизнь. Сделав «свои первые шаги» в 50-х годах прошлого века, антирадар стал победителем электронной войны между США и СССР. Сегодня это автомобильное устройство является не показателем любви к технологическим новинкам, а необходимостью. Используя его каждый день, мы не задумываемся о том, когда, как и кем он был создан.

Оснащая автомобили радар-детекторами, сегодня мы принимаем их как должное. И наши познания в вопросах, имеющих отношение к радар-детекторам, ограничиваются обрывочными знаниями. Но еще реже мы задумываемся о тех, кто был родоначальником таких уже привычных для нас антирадаров.

А началось все в далеком XIX веке с открытой в 1886 году Генрихом Герцем отражающей способности радиоволн и эффекта их отражения, открытого в 1897 году Александром Поповым. Воплотить в жизнь идею создания радара решил немецкий изобретатель Кристиан Хюльсмайер. В 1905 году он получил патент на устройство, в котором эффект отражения радиоволн использовался для обнаружения кораблей. Хюльсмайер назвал свой прибор «телемобилоскопом». Разработки Хюльсмайера тогда не нашли практического применения — военно-морской флот не заинтересовался изобретением. Идея применения радиоволн для обнаружения кораблей и самолетов переросла в реальную аппаратуру только через тридцать лет.
Радар-детектор: как все начиналось
Кристиан Хюльсмайер — создатель «телемобилоскопа»

В 1933 году сотрудники морской исследовательской лаборатории Тейлор, Юнг и Хайланд получили патент на разработку устройства, обнаруживающего неприятельское судно «независимо от тумана, темноты и дымовой завесы». Но практическое воплощение идеи радиолокации потребовало решения ряда сложных научных и технических проблем. Только в 1938 году Морская исследовательская лаборатория США разработала сигнальный радиолокатор XAF с дальностью действия 8 км. Сам термин «радар» (radio detecting and ranging) — радиообнаружение и дальнометрия — появился в обращении в 1940 году благодаря командующему ВМС США С.Такеру.

В Европе работы по изучению и применению коротких волн шли гораздо продуктивнее. В 1935 году под руководством шотландского ученого Роберта Уотсона-Уотта была создана первая импульсная радиолокационная станция дальнего обнаружения CH. Первые радары были громоздкими и неподвижными. Поскольку они обладали прямонаправленным действием и отражались от земли и воды, многие цели были им недоступны. Более совершенные радары были созданы в рекордно короткие сроки в начале Второй мировой войны.
Радар-детектор: как все начиналось
Первый в мире радар

В действительности можно смело сказать, что первый радар увидел свет в Советском Союзе. Идея применения эффекта отражения радиоволн в ПВО для обнаружения самолетов принадлежала Павлу Ощепкову, с которой он выступил еще в 1932 году. В январе 1934 года был успешно проведен эксперимент по обнаружению самолета радиолокационным методом. Самолёт, летящий на высоте 150 метров, был обнаружен на дальности 600 метров от радарной установки. В том же году вышла статья молодого ученого о принципах построения радаров. После Второй мировой войны Уинстон Черчилль объявил миру, что радиолокаторы — это «подарок англосаксов мировой культуре». За приоритет русской науки тогда вступились американцы Э. Реймонд и Д. Хачертон: «Советские ученые успешно разработали теорию радара за несколько лет до того, как он был изобретен в Англии».

Как известно, каждое действие имеет противодействие. И если появился радар, то непременно должно было появиться устройство, обнаруживающее его. Произошло это в начале 50-х годов XX века во время Корейской войны, которая могла перерасти в третью мировую между двумя бывшими союзниками — СССР и США. В этой войне впервые в истории авиации произошел бой советских и американских реактивных самолетов, закончившийся не в пользу нашей страны. Причиной были американские истребители «Сэйбр», у которых, по донесениям советской разведки, был удивительный прицел.

Для того, чтобы понять принцип действия прицела, советским ученым необходимо было увидеть это устройство и разобраться в нем. Сложность операции заключалась не только в том, чтобы подбить самолет и доставить трофей в Москву — чтобы подбитые самолеты не доставались врагу, американцы начинали их бомбить. Но переломный момент наступил: подбитый «Сэйбр», упавший на береговую линию, затопило во время прилива. У американских военных не было возможности увезти затопленный самолет на свою территорию, чтобы он не достался противнику. За ночь китайским солдатам удалось разобрать самолет под водой и вывезти корпус. Благодаря этому «Сэйбр» оказался в институте ВВС под Москвой.
phpBB [video]

Одним из участников исследований технического устройства «Сэйбра» стал Вадим Мацкевич. Молодой лейтенант смог выяснить, что дело действительно было в электронном прицеле американского истребителя. «Сэйбр» мог сбить цель, находясь за 2,5 км от нее, тогда как все прочие самолеты стреляли только в пределах видимости 150—200 м. Исследовав прицел американского самолета, Вадим Мацкевич понял, на какой частоте он работает. На основе этих данных им была создана миниатюрная радиолокационная станция «Сирена», которая засекает сигнал прицела «Сэйбра» за 10 км и сообщает об этом пилоту.

Надо сказать, что в то время в нашей стране выпускались «Позитроны» — стокилограммовые радиолокационные системы, предупреждающие пилота о приближении врага всего за 600 м. Естественно, по причине неверия в «Сирену» из-за ее размера, идея Мацкевича не была принята во внимание. Только после встречи с Артемом Микояном, создателем незабвенных МиГов, приборы молодого изобретателя нашли свое применение. За три месяца ими были оснащены все 500 самолетов корейского корпуса, что повлияло на исход всей войны. В США Вадима Мацкевича называют человеком, победившим Америку в первой электронной войне. А «Сирена» стала первым в мире радар-детектором.

Как радары, так и антирадары нашли свое применение не только у военных. Еще в 1939 году пассажирский пароход «Нормандия» был оснащен радаром для обнаружения айсбергов. А вместе с мировой автомобилизацией эти приборы пришли в обычную жизнь. Если в довоенное время автомобиль в США был редкостью, то уже в начале 50-х годов благосостояние американцев возросло, и приобрести автомобиль мог любой обыватель. Соответственно, из-за роста числа автомобилей увеличилось и количество аварий. В 1954 году радары, измеряющие скорость автомобиля, стали использоваться дорожной полицией штатов Мичиган и Индиана. В Европе радары появились немного позднее: в январе 1958 года приборы, измеряющие скорость, появились в Лондоне, а в 1959 году в Германии на дорогах впервые был применен переносной полицейский радар. Первые радары были больших размеров и размещались в багажнике полицейского автомобиля. Другой вид радаров устанавливался на капоте и замерял скорость в движении. Информация передавалась на специальный прибор в салоне полицейского автомобиля, который не только фиксировал данные, но и печатал штрафные квитанции.
Радар-детектор: как все начиналось
Первый в мире автомобильный радар

В 1961 году в американском журнале «Популярная электроника» вышла статья, представляющая первый прибор для обнаружения полицейского радара от фирмы Radatron Tonawanda, выпущенный большим тиражом. Это был первый радар-детектор, запущенный в серийное производство и доступный широкому кругу покупателей. Его стоимость составляла 39 долларов США — сегодня это около 250 долларов. Антирадар работал на частоте 2,455 ГГц и, по заверениям производителя, позволял определить полицейский радар на расстоянии до 2000 метров. В инструкции также было указано, что при значительном превышении скорости, радар-детектор становился бесполезным. Устройство распродавалось хорошими темпами — за полгода компания продала более 25000 антирадаров. Тем не менее, захватить рынок Америки полностью новинке не удалось — в штатах Чикаго, Вашингтон и Вирджиния радар-детектор попал под запрет, подкрепленный штрафом и конфискацией прибора.
Радар-детектор: как все начиналось
Первый в мире радар-детектор

Нефтяной кризис 1973 года привел к сокращению национального ограничения скорости в США с 75 до 55 миль в час. В связи с этим, появился первый радар-детектор, работающий в X-диапазоне. В 70-х годах в этом диапазоне работали полицейские радары, измеряющие скорость движения автомобилей. Идея создания такого прибора, который бы подсказывал автомобилистам о необходимости снижения скорости, принадлежала ученому-исследователю и предпринимателю Дэйлу Смиту. Его антирадар был недорогим, портативным, подключался к прикуривателю, отличался звуковым и световым сигналами оповещения и предупреждал о полицейских радарах за несколько миль до их зоны охвата. При общем недовольстве ограничением скорости на 20 миль в час и связанным с этим недоверием к правительству и государственным учреждениям радар-детектор такого уровня стал пользоваться большим спросом у автомобилистов.

Изобретение, существующее столько долгих лет, сегодня является для нас таким привычным и полезным. Ни для кого не секрет, что полицейские радары устанавливают именно на опасных участках дороги. А радар-детектор, определяя их сигнал, заранее предупреждает об опасности и напоминает автовладельцу о необходимости снижения скорости для сохранения безопасности, как своей, так и других участников дорожного движения. Антирадар — устройство с более чем полувековой историей, сегодня стал для автомобилистов настоящим и полезным помощником.
Аватара пользователя
 
Сообщения: 187
Зарегистрирован: 25 апр 2012, 09:48

Вернуться в Автоаксессуары и другие автотовары

Ветка создана по теме: Радар-детекторы, автокомпрессоры, автопылесосы, автокресла, громкая связь Bluetooth, а также все автотовары, которые не входят в другие разделы форума © «130.ЮА»