Helix G Four — тест 4-канального усилителя

Helix G Four — тест 4-канального усилителя

Сообщение Booble_g » 18 май 2017, 14:15

Этот усилитель давно вызывал у нас интерес. По цене он находится в "пограничной" зоне – вроде как и не бешено дорогой, но уже и не начальный уровень. А это самая интересная ценовая категория, в ней с одинаковой вероятностью можно встретить как сильно переоценённый шлак, так и модели, играющие наравне с усилителями чуть ли не вдвое дороже. А поскольку первые отзывы о Helix G Four были весьма положительные, было решено изучить его в деталях.
helix 1.jpg

Спроектировать усилитель так, чтобы он нормально звучал с комплектующими умеренной цены, да ещё и сами комплектующие рационально подобрать – задача не из лёгких.

В этом смысле в выигрыше обычно находятся производители, которые сами занимаются разработкой, а не просто продают под собственной маркой ОЕМ-продукты. Таких на самом деле немного, и это в основном "старички" автозвука. Определённо, компания Audiotec Fischer среди таких (кто не в курсе, выпускает технику под брендами Helix, Brax, Match, а ещё на ОЕМ условиях для некоторых других брендов). Так что посмотрим, что у "фишеров" получилось в этот раз, и в какую систему такой усилитель "придётся ко двору".

КОНСТРУКЦИЯ

Не буду забегать вперёд, традиционно начну "встречать по одёжке". Усилитель – классическая "плита", далеко не компактный, но и вроде как не гигантский. За счёт добротного радиаторного профиля из чернёного алюминия выглядит весьма брутально.

Питающие и акустические кабели заводятся в терминалы под прямым углом, но винты наклонные. Хорошее решение, при затяжке винт как бы втягивает кабель глубже в клемму, меньше вероятность, что снаружи останутся медные волоски.
Helix 2.jpg

Кстати, о питании. Заявлено, что усилитель нормально работает при кратковременных просадках питающего напряжения до 6 (!) Вольт. Так что, например, владельцам машин со "старт-стопом" к нему можно присмотреться повнимательнее. Правда, на деле эту фичу не проверял, лабораторный блок питания имеет жёстко фиксированное напряжение.

Разворачиваю усилитель другой стороной. Линейная часть сделана, на мой взгляд, тоже очень грамотно. RCA-разъёмы выстроены в одну линию, а регуляторы расположились над ними. Это значит, что при подключении кабелей все "крутилки" останутся относительно доступными, не нужно будет изгаляться, чтобы подлезть к ним с отвёрткой. Можно сказать, для традиционного формата корпусов это самая удачная компоновка разъёмов.
helix 3.jpg

Фильтры в парах каналов разные. В каналах А/В – только настраиваемый ФВЧ. В каналах C/D можно включить разом ФВЧ и ФНЧ, организовав полосовой фильтр. Верхние пределы регулировки фильтров – 4 кГц, намёк на возможность сделать поканалку.

Впрочем, в классической системе "фронт плюс сабвуфер" этот усилитель тоже хорошо приживётся – ФВЧ в каналах C/D можно использовать как сабсоник. Для сабвуферов в фазоинверторном оформлении – очень полезная фича. К тому же в комплекте идёт проводной регулятор баса – мелочь, а приятно. Он управляет уровнем сигнала в этих каналах (специально уточняю, поскольку в некоторых усилителях он управляет бас-бустом).

На первый взгляд, кроссоверная часть Helix G Four действительно хороша – такими широкими пределами настройки может похвастать не каждый усилитель. С другой стороны, не стану торопиться с выводами. Слишком мало усилителей, в которых такие фильтры нормально бы работали. Чаще всего их характеристики нестабильны, а выставить нужную частоту оказывается практически невозможно. Так что всё покажут измерения. В конце концов, именно для такой объективной оценки я и взял этот усилитель на тестирование.

Из других особенностей отмечу наличие дополнительного переключателя – усилитель может работать от двух пар входов или всего от одной пары. Это означает, что можно построить, например, поканалку, имея в головном устройстве только одну пару линейных выходов. Или подключив Helix к одной паре выходов штатного усилителя.

Высокоуровневые входы, кстати, здесь непростые. Во-первых, они имеют систему автовключения, но это не самое главное, такая сегодня есть у многих. Интереснее то, что они оснащены системой с названием ADEP (Advanced Diagnostics Error Protection). Судя по описанию, это собственная фича Audiotec Fischer, которая исключает появление ошибок в бортовом компьютере некоторых автомобилей. Суть в том, что некоторые штатные системы при включении проводят диагностику, и если обнаруживается отсутствие динамиков, то штатный усилитель просто не включается. Усилитель имитирует подключенные динамики и не даёт штатной системе уйти в "аварийный" режим.

ИЗМЕРЕНИЯ

Фильтры

Вот теперь смотрим, что получилось на деле. На мой взгляд, было весьма рискованно умещать весь диапазон регулирования до 4 кГц в один оборот "крутилки". Тем не менее, должен признать, что во всём диапазоне параметры фильтров удалось сделать практически постоянными. Это очень хорошо.

Правда, поймать нужную частоту будет действительно довольно сложно, поэтому я снял для каждого из фильтров несколько АЧХ при разных положениях регулятора. Для тех, кто потом будет настраивать – можно взять как наглядное руководство.
helix 4.jpg

Поскольку в каналах C/D ФВЧ получается неотключаемым, просто убрал его в минимум и снял несколько АЧХ при разных положениях "крутилки" ФНЧ:
Helix 5.jpg

Ну и бас-буст. На мой взгляд, хорошо настроенной системе он не требуется, но многие любят такие штучки. Подъём с центром около 40 Гц (обещано, правда, 45 Гц, но это несущественно) немногим больше, чем на 12 дБ. Регулятор активен в любом режиме фильтров.
Helix 6.jpg


Гармонические и интермодуляционные искажения и мощность

Подаём на вход разные сочетания частот, смотрю, что и как усилитель добавляет от себя на выходе. В целом спектр искажений получился довольно "колючий", много верхних гармоник. Но уровень искажений низкий, это будет видно на графике КГИ чуть ниже.
Helix 7.jpg


А вот на следующем графике остановлюсь поподробнее. Зависимость коэффициента гармонических искажений от выходной мощности:
Helix 8.jpg

Обычно в усилителях, работающих в классе АВ, искажения на малых уровнях сигнала заметно выше, чем при обычных мощностях. Это иногда называют "проблемой первого Ватта". По сути, это всего лишь означает, что выходные каскады в таких усилителях работают ближе к классу В.

У Helix G Four с этим дела обстоят гораздо лучше – искажения даже на малых уровнях сигнала невелики. На самом деле так и должно быть в настоящем классе АВ (к примеру, у E.O.S. на этом даже отдельно акцентируется внимание и называется Real Class AB).

ЗВУЧАНИЕ

По звучанию усилитель произвёл очень интересное и необычное впечатление. Звучит ровно, с хорошей динамикой, не создаёт ощущения накинутого на динамики покрывала, при этом ничего не выпячивает и не пытается самостоятельно расставить акценты в звучании. Абсолютно нейтральный характер.

"Цыкающие-псыкающие" звуки в голосах звучат достаточно живо и натурально, без явной "синтетики". Верха приятные и ненавязчивые, хоть в сравнении с более дорогими усилителями и кажутся немного простоватыми по своей структуре.

Расстановка звуковых образов по звуковой сцене в глубину чувствуется хорошо, усилитель звучит ни разу не плоско. Опять же, если сравнивать с усилителями из более высокой ценовой группы, можно придраться к послезвучиям, "рисующим" пространство вокруг инструментов – они затухают немного раньше, чем хотелось бы.

Бас разборчивый, где надо – упругий и вибрирующий в груди, где надо – глубокий и вальяжный, хорошо показывает индивидуальную манеру каждой записи. На самых нижних нотах артикуляция немного смазывается, но это всего лишь означает, что если отводить пару каналов на сабвуфер, то саб лучше подбирать с относительно лёгкой подвижкой и мягким подвесом. А вот ограничений по акустике, в общем-то, никаких, усилитель справится даже с относительно "тяжёлыми" мидами.

ВЫВОДЫ

Усилитель в целом понравился, он честно отрабатывает свою цену. Никаких украшательств, всё по делу, рационально, функционально и каждая мелочь к месту. В плане звучания очень нейтрален и жанрово универсален – от злого рока до клубной электроники, от попсы до классики. Наверное, было бы правильно сказать – педантичен. Не "мылит" звук, звучит с достаточно хорошей макро- и микродинамикой. Большинство придирок, так или иначе, основаны на сравнении с более дорогими моделями, но усилитель сам подстёгивает к этому, что на самом деле очень хороший признак.

К Helix G Four, пожалуй, есть смысл присмотреться тем, кто хочет перейти с бюджетной системы на класс повыше или же сразу начать с нормального уровня. А ещё на него можно обратить внимание участникам соревнований SQ в начальных любительских классах. В общем, когда стоит задача получить достойную систему, но без взятия пожизненного кредита на дорогие компоненты.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Аватара пользователя
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 28 мар 2017, 12:16

Вернуться в Автозвук, морская акустика

Ветка создана по теме: Автоакустика, усилители мощности звука, сабвуферы, морская акустика — советы по выбору устройств автозвука от специалистов. Ответы на вопросы. © «130.ЮА»